0 Ваша корзина
Сообщество
практикующих психологов,
гештальт-терапевтов
Построение успешной карьеры
психолога, гештальт-терапевта
Квалифицированные
психологические услуги

Мое прочтение статьи Дена Блума

 «Self как функция отношений: человеческое бытие и функционирование self»

Теория гештальт терапии- это теория «живая», которая постоянно развивается. Различные преподаватели гештальт терапии извлекают из базовой теории гештальт терапии разные темы для обсуждения. То, что долгие годы преподавал Ден Блум было моделью, которую он впитал от своих учителей: Изидора Фрома и Ричарда Кицлера в Нью- Йоркском институте гештальт терапии. Сейчас Выбор Дена Блума- это теория Self (так же, как Жан-Мари Робин развивает тему контакта в гештальт терапии). (Они вместе учились у Изидора Фрома).

Основополагающим трудом по гештальт терапии является книга «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (Перлз, Хефферлайн и Гудмен.1951г)

Очень важно то, что Перл и Гудмен внесли свои идеи в мир психотерапии в то время, когда там преобладали психоаналитические акценты на персональную интрапсихическую парадигму. Во многом, аргументы Перлза и Гудмена были направлены на ортодоксальные основы психоанализа, поддерживающие традицию философии Декарта*.

*Философия Декарта была дуалестической – душа и тело, двойственность идеального и материального. Он говорил о наличии в мире двух родов сущностей: протяженной и мыслящей, а проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога). Бог сотворил материю вместе с движением и покоем, и сохраняет их. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсальность метода познания. Конечная цель- господство человека над силами природы. Могущество разума ограничено лишь совершенством Бога. Декарт автор идеи: «Мыслю, следовательно, существую» (самодостоверность сознания). Он боролся за абсолютную истину путем преодоления сомнений. Гарантией нашего чувственного восприятия явлений само существование Бога.

Вернемся к идеям Перлза и Гудмена, далеким от традиционности и однозначности.

К моменту выхода в свет их основополагающего труда в 1951г, и американские прагматики (Дьюи)**, и европейские феноменопологисты, начиная с Гуссерля, Хайдеггера и Мерло-Понти, представили унифицированное понимание человеческого опыта, возникающего от взаимодействия с миром.

**Американский прагматик Джон Дьюи писал (1934): «Опыт, это нечто, возникающее от взаимодействия организма с окружающей средой: средой как человеческой, так и физической»(«Искусство как опыт», стр 246. Цель его философии - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к его цели и достигать ее)

До Перлза и Гудмена понятие «Self» существовало и было автономно независимым (психоаналитическая структурная концепция Ид, Эго и Супер-Эго). Они трансформировали self в функцию поля.

Контакт, граница, поле - это слова, обычные для многих людей в обычном (неклиническом) понимании. Но в теории гештальт терапии нет ни одной простой идеи для понимания. Теоретическая часть книги 1951г. называется «Теория Self». Авторы писали: «Мы рассматриваем self как функцию контактирования с текущим мимолетным моментом в настоящем».

Далее авторы раскрывают феноменологические***, эпистемологические**** и психотерапевтические аспекты, вытекающие из этого утверждения.

***беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

****Эпистемология - наука, исследующая знание как таковое, его строение, структура, развитие. Синоним гносеологии ( в анг.яз )- философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

Понятие self может быть заново осмысленно в соответствии с первоначальным учением о последовательности контакта и теорией self, его структурой и функциями.

Ден Блум говорит о «функции self», чтобы подчеркнуть именно его функцию, задающую структуру контакта. Он делает акцент на первоначальном утверждении Перлза, Хефферлайна и Гудмена о том, что self представляет собой «функцию контакта» (с.371PHG). В оригинале структурные и функциональные составляющие self обозначены ID, EGO и Personality (с.377). И если со структурой все понятно, то давайте разбираться с функциями.

Д. Блум исходит из предположения, что self тесно связана с отношениями, так как возникает она из того, что Гарри Йонтеф называет «социальное поле ситуации».

Разные гештальт-терапевты говорят об этом по-разному и акцентируются на разных аспектах реляционности***** self.

*****Реляционность (от лат relation- отношение)-наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе). Термин «Отношение» ввел Аристотель, согласно ему, отношение немыслимо как самостоятельное бытие, отдельное от вещей, которым оно принадлежит. Условием появления отношений Аристотель считал наличие у вещей тождественного в самой их сущности, хотя вещи могут быть и сходны, и различны. Реляционность обеспечивает дополнительность двух объектов А и В (или их аспектов, объединение их в некое целое, в единое. Это свойство как нечто третье между А и В).

Так, Уиллер (Wheelor, 1991) подходит к этому вопросу с позиции гештальт-психологии, Китцлер (Kitzler,2006)- с позиции социального прагматизма.

В основном, идею реляционности рассматривают с точки зрения философии диалога по Буберу. Но роль индивида и смысл контактирования (в части теории г/т, посвященной отношениям) до сих пор не прояснены.

В этой статье автор задается единственным вопросом: «На какой основе мы строим наши отношения?», «Где истоки нашей реляционности?»

В поисках ответа на свой вопрос Д.Блум вводит понятие реляционной функции (или функции отношений) как функции self (relational function), которая структурирует наше « бытие- в – мире-с-другими» и отражает реляционную природу человека.

Функция отношений есть некий шаблон для нашего бытия-в-мире-с-другими. Она структурирует тот процесс в контакте, когда мы «обретаем» «Другого» и «Другой» «обретает» нас, и этот процесс- это общая фигура, возникающая в наших отношениях на границе контакта. Это такое переживание рядом с другим, когда мы чувствуем тепло, доверие, уют- «как дома».

Сбои в этой функции self влияют на характер контактирования человека.

Статья отражает понимание г/т Д.Блумом в контакте феноменологии.

Организм и окружающая среда: Граница контакта и жизненный мир.

Когда мы говорим, «на границе контакта» достаточно часто возникает искажение, что граница- это некоторая черта, отделяющая организм и окружающую среду. Такой физиологический пример: кожа. Кожа одновременно является тем органом, который испытывает действие организмом (повышение и понижение температуры тела, потоотделение и т.д.) и реагирует на воздействия внешней среды (холодно-жарко, влажно-сухо и т.д.)

Но! Граница контакта – это не черта, а область, где возникает self. Перлз и Гудмен пишут: «Опыт происходит на границе организма и окружающей среды. Опыт есть функция этой границы». (с.217 PHG)

Здесь Д.Блум делает акцент на более четкое понимание границы контакта как области появления self, границе организма и окружающей среды и приводит цитату из книги 1951 г о том, что self есть процесс выделения фигуры на фоне в ситуации контакта» (371..374 PHG).

Окружающая среда.

Теперь давайте обратимся к феноменологическому смыслу понятия «окружающая среда». Еще Курт Гольдштейн и Джон Дьюи, выдающиеся сторонники модели «организм- окружающая среда» говорили о трудностях, которые могут возникнуть, если рассматривать понятие окружающей среды исключительно с позиции естественных наук.

Так, Д. Дьюи в книге «Опыт и природа» пишет:
-«Совершенно очевидно, что изначальная природа человека имеет физический и животный характер.

Человек находится в «состоянии естества». Как животный организм…он умеет приспосабливать некоторые объекты физического мира к своим потребностям, превращая эти вещи в материал, обеспечивающий его жизнь и рост.

Но когда инстинктивные потребности организма воспринимаются как значимые, когда осознаются последствия, которые влекут за собой эти потребности, когда эти последствия отражаются в виде образов и над ними производятся мысленные эксперименты, - значит, мы –люди и проживем человеческую жизнь, осмысленно реагирую на происходящее».

Таким образом, натуралистическая модель «организм- среда» теряет свою убедительность, когда ее применяют к человеческой сфере мышления, рефлексии, смыслообразования, понимания, воображения и т.д. , если мы понимаем «среда» в узком смысле слова.

И мы, люди, живем также в плане «человеческого бытия» (human plane), который представляет другой аспект окружающей среды, а именно:

Окружающая среда как жизненный мир.

Два выдающихся феноменолога 20-го века Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер, разработали каждый свою собственную концепцию «человеческого бытия». Они одновременно развивали свои идеи: Хайдеччер- о локусе человеческого бытия как о «мире», Гуссерль – о «жизненном мире».

Для Д.Блума ближе идея Гуссерля о жизненном мире, и он опирается на нее в этой статье.

«Жизненный мир» (по Гуссерлю)- это наш обычный мир, будничный мир, личный мир повседневных разговоров, взаимодействий, мир естественный, интуитивно постигаемый, эстетически воспринимаемый (т.е. ощущаемый и переживаемый) мир. Это мир, в котором мы живем вместе и который был до нас. Мир, в котором мы родились, общий мир социальных связей, культуры и истории.

Жизненный мир- это не только естественная среда обитания, но и мир, который почти всегда населен людьми, мир, где self возникает в результате взаимодействия и где self- процесс, т.е. контактирование, поддерживает наше существование.

Можно сказать, что жизненный мир- это фон. Крайне важно, обращает внимание, Д.Б., понимать, что жизненный мир всегда был до нас и всегда ждал нашего появления в нем.

Гуссерль в своей неоконченной книге «Кризис европейской науки» (он умер в 1938г, а книга вышла в Германии только в 1954г) говорил о том, что жизненный мир, существующий еще до нашего появления на свет является «фоном» для каждого человека и он предзадан нам, предзадан как универсальное поле всего сущего и возможно предзадан в качестве жизненного горизонта»

Когда мы говорим, что мир «предзадан»- это означает, что он переживается как то, что уже существовало ранее, до того, как я принял это данное мне, чтобы что-то с ним сделать. (Например, история, рассказанная мне мамой про ее юношескую любовь и мое переживание этой истории, и то, что я с ней сделала после)

Предзаданное- это нечто предполагаемое, что так или иначе присутствует в каждом опыте, переживаемом мной, живущим в этом мире.
С позиции гештальт-терапевта Д.Б. использует термин «жизненный мир», чтобы обозначить такой аспект границы контакта: опыт, будучи предзаданным, создается во взаимодействии и формирует данные фигуры контактирования.

И когда в процессе контакта возникает творческое приспособление как результат контакта- жизненный мир меняется. Ничто данное не является неизменным.

Предзаданный жизненный мир воплощается в то как именно функционируют ID и Personality, которые уже структурированы этим самым жизненным миром, и, следовательно, EGO функционирует также в жизненном мире, так как self возникает на границе «организм- среда», где среда есть также и жизненный мир. Этот жизненный мир- основа имплицитно (неявно) реляционного свойства self как функции отношений self.

Пример из статьи (Д. Б.):
Макс- мужчина 40 лет, каждое утро просыпается в холодном поту и с расстройством желудка. Родом из Германии, говорит на английском. Работает в Нью-Йорке 15лет, владелец малого предприятия, есть друзья в Нью-Йорке, женат, партнер его из Европы, но не говорит по-немецки. Говорит о том, что другие люди знают кто они, куда идут и зачем, а он чувствует тревогу и пустоту.
Д.Б. описывает свои ощущения (образ напуганного человека, растерянного, отзвуки одиночества) испытывает сомнения (не слишком ли рано я хочу с ним сблизиться?) спрашивает, что тот чувствует, когда говорит все это? Затем просит его сказать по-немецки. Клиент говорит и ! «Ух ты! Я больше не чувствую такой сильной пустоты!»

Это пример о том, как жизненный мир клиента немецкой культуры был предзадан и всегда присутствовал в жизни Макса, но не был доступен ему в качестве фона и поддержки контакта.

Благодаря ID звук немецкого языка отозвался в теле клиента и он получил его в качестве ID ситуации. Немецкая речь стала проявление EGO-функции, черпающей информацию о навыках из PERSONALITY, в которых есть культурное наследие и конкретная личная история.

Когда Макс заговорил по-немецки, это был его родной дом, люди с которыми он говорил, а не просто страна. Это его жизненный мир, близкий, «домашний мир».

В эксперименте с немецким языком изменилась форма контактирования между Д.Б. и Клиентом. Функция отношений влияет на структуру и свойства контактирования с повседневным миром Клиента, в котором он живет и работает. В последующие сессии терапевт и клиент разбирались с тем, как американизировавшись, клиент отрезал себя от своих корней.

Могу рассказать свой пример, когда я одна из всей Украины(!) ездила на конференцию в Москву и как чувствовала себя одиноко, среди дорогих мне людей, моих учителей, коллег, одногруппников, пока не настал момент, в котором меня попросили петь украинские песни. Я запела так, что, казалось, моя душа открывалась и выходила наружу с каждым звуком. Мой Учитель, который много раз в разные годы слышал, как я пою, сказал: «Я никогда не слышал раньше, чтобы ты так пела!)


Функция self как функция жизненного мира.

В книге PHG описаны 3 структуры и функции self:

-функция ID; EGO и personality. Д. Блум вводит 4-ую функцию self- функцию отношений (relational funсtion). Правомерность такого ввода он видит также в книге 1951г.:

«по целому ряду причин функционирование ID, EGO и Personality приравнивается к цельной структуре self. Это основные стадии творческого приспособления». А также там сказано, что «описание и анализ возможных структур self» является «предметом формальной психологии».

Несмотря на то, что мы говорим об id, Ego и personality поочередно, ни одна из них не является самостоятельной, каждая функция входит в структуру общего целого.

На практике мы обычно обращаем внимание на возникающую фигуру, когда она выделяется на фоне - это уравновешивает смену фигуры и фона.

Фигура/ фон: эго-функция, id и personality.

У Перлза ego- функции уделяется большое внимание (2последние главы PHG). Невроз описывается как потеря ego- функции и как нарушение функции self. Нарушенные функции self участвуют в потере ego-функции.

Когда есть нарушение id и personality, они рассматриваются с точки зрения их влияния на такие функции ego как действие, суждение, дифференция и т.д.

На время Д. Блум предлагает сделать id и personality фигурами, чтобы взглянуть на работу психотерапевта в новом свете. Но его мнению, г/т- это психотерапия «самого человеческого плана бытия», плана человеческих смыслов и самих людей в их отношениях друг с другом, т.е. план реляционной функции self.

Первые искры self: функционирование id и personality- разгорающееся пламя self.

Контакт- это феномен, предшествующий любой организации опыта (до Эдипового комплекса, до объекта, до сознания, до психики…по Робину.

На уровне контактирования до организации опыта id и personality относятся к доличностному жизненному миру до всякого знания о нем. Каждая функция self, возникающая на границе контакта совместно с другими функциями, формируется «предзаданностями» того самого мира, из которого возникает self. Другие, присутствующие изначально, влияют на каждую функцию self и определяют ее.

Функции self в гештальт терапии – это вкус пищи, ощущение и удовольствие, способность чувствовать разницу между простым касанием и ласковым прикосновением. Это сокровищница знаний и культуры, без которой ego лишилось бы ориентации.

Функционирование id.

Д.Блум приводит мысль Перлза о том, как функционирует id («… формирующееся возбуждение и незавершенные ситуации в прошлом, зарождающиеся потребности, соединяющие организм и среду, недифференцированные и смутные…») и развивает эту мысль.

Id- первое прикосновение к материальному и воспринимаемому миру и первое прикосновение со стороны этого мира. Все предзаданные сложности этого жизненного мира воспринимаются как id ситуации (по Робину). В философии Хайдеггера функция id является нашей «настройкой» на этот мир. Это ощущение схоже с тем, когда мы чувствуем присутствие человека еще до того, как узнаем, что там кто-то есть, или когда терапевт переживает отсутствие клиента на границе контакта (по Франчесетти).

Функция Personality.

Все, что было до нас- мир истории, мир социальный, мир семьи- все это предзаданный фон нашего личного существования. Все это берется в качестве исходной информации и персонализируется нами в цикле контакта. Важно, что мы участвуем в создании данного нам жизненного мира. Функция Personality есть данность, которая влияет на функционирование ego. Когда я «переживаю опыт себя» (по Гуссерлю)- это Personality.

PHG говорили о том, что «метафизический опыт времени- это, главным образом, отслеживание функционирующего self. Именно Personality задает временные рамки для «здесь- и – сейчас» контактирования. Я различаю моменты времени благодаря рефлексии. Прошлое, настоящее и будущее имеют смысл лишь в структуре работающей (ненарушенной) Personality.

Personality- это личностный аспект self, связанный с персональной непрерывной идентификацией и историей. Кто Я- здесь, в это время, в этом социальном и историческом контексте, в этой семье…

Personality так структурирует процесс контактирования, что мы можем создавать смыслы, брать на себя ответственность, предвидеть последствия и мечтать.

К чему это нас приводит

Рыба не выбирает сушу. Тигр не выбирает море. Self не выбирает для себя жизненный мир. Как писали PHG, «self вброшенно в мир, где оно возникает и вместе с тем является «свободным» художником жизни». (PHG, с.235)

Self не создает себя, но возникает во взаимодействии на границе «организм- среда» со всеми предрассудками , допущениями, физическими ограничениями, умениями и опытом личной жизни, которые каждый из нас вносит в опыт на границе контакта.» Self возникает в контакте из окружающей среды как из предзаданности и затем из жизненного мира как из данности. Self преисполнена беспредельных творческих возможностей и вплотную зависит от обстоятельств жизненного мира, который включает в себя «отношения» с «Другими» и это основа для возникновения реляционной функции self.

Жизненный мир и функция отношений: место, где живут неизвестные другие.

Ребенок, еще до своего рождения, двигается. Один плод двигается более активно, другой- менее активно. Эти движения уже обеспечивают социальное взаимодействие (когда мать ощущает толчки, перевороты, она как-то это переживает). Таким образом, можно сказать о зарождении межперсонального self до появления человека на свет.

Наше стремление к воде возникает из жажды, к пище- от голода, к знанию- из любопытства, желание избежать опасности- из страха и т.д. Каждый их этих процессов определен отдельными функциями self. Наше движение к другому человеку возникает из потребности в Другом. Эта потребность также структурируется функцией self-реляционной функцией. Эта функция возникает из жизненного мира, который населен другими и которые находятся в отношениях друг с другом.

Культура, язык, история уже сформировались и присутствуют повсеместно. Мы выбираем из возможностей, предопределенных счастливой случайностью нашего рождения на временной шкале истории.Жизненный мир включает в себя наши дорефлексивные отношения с другими, это «прото-интерсубъективность». Интерсубъективность с точки зрения феноменологии- отношения между субъектами. Субъективность- это достижение человеческой эволюции, ее нет изначально. Таким образом, «прото-субъективность»- основная форма организации функции отношений.

Контактирование и интенциональность отношений.

Контактирование всегда происходит с чем-то. Контактирование приносит удовольствие, достигается некоторая цель, удовлетворяется потребность. Современная гештальт терапия говорит о «контактировании с», имеющим интенциональность, то есть рассматривает то, на что она направлена и тот, кто проявляет интенциональность, и то, по отношению к чему она направлена- это единый, целый, неделимый мир, жизненный мир. (Это посткартезианская* интенциональность).

*Картезианство- направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту: скептицизм, рационализм, дуализм.
Если я хочу съесть яблоко или сесть на стул- яблоко и стул- объекты моей интенциональности к контакту. Но это не то же самое, что контакт с другим человеком! Во втором случае контакт настолько отличается, что заслуживает особого названия- реляционный контакт.

Реляционная функция определяет наше положение по отношению к другому человеку. Мы различаем прикосновение к человеку и к яблоку. Функция self перестраивает нашу интенциональность к материальному контакту в интенциональность к человеческому контакту (реляционную).

Такая (реляционная) интенциональность потенциально двунаправлена. Мы узнаем себя благодаря тому, что другие узнают нас. Реляционная функция задает открытость в отношениях- быть открытым Другому и принимать Другого, приближаясь к Другому. Это сила, которая ведет нас от неизвестного другого – к конкретному Другому.

Итак, ID отвечает –за ощущение ситуации;

Personality-за чувство собственной идентичности;

Ego-за способность self выбирать;

Реляционная-за имплицитную отношенческую природу self.

Население жизненного мира: анонимный Другой.

Изначально мы живем в мире с «неопределенными другими». Повседневный жизненный мир- это мир «меня» и «любого другого». У него нет лица, имени, своеобразия. Наличие «любых других» означает недостаток чего-то. Нам не хватает близкого знакомства, чего –то важного. Там, где «я» и «кто угодно», «Я» и «этот самый» эти «я» отличаются. Движение от «кого угодно» к «этому самому» задается реляционной функцией self.

Мы опираемся на ландшафт своего жизненного мира, чтобы узнать, что мы есть, какие мы и где мы, как мы себя чувствуем. Для этого нужно не только узнать «Другого», но и чтобы «Другой» узнал нас, что и выполняет реляционная функция self.

Когда «любой другой» становится «этим самым», происходит переход от жутковатого анонимного мира к личному, домашнему миру. В повседневной жизни мы находимся и в анонимном жизненном мире, и в близком нам домашнем мире. Когда работа self не нарушена, ego- функция делает понятный и четкий выбор. Я выбираю того, кого хочу узнать, я выбираю, насколько близко я хочу его узнать. Мы выбираем любимых, друзей. Но также ежедневно мы проходим по улице мимо безликих других. Они составляют безликое «мы» и наша повседневная деятельность имеет социальный характер и отражает наше участие в обществе безликих других, например, «мы» жители такого –то города» и т.п.

В примере с Максом расстройство функции отношений отразилось в его ощущении, что он живет в мире чужих людей. Даже в кругу друзей он чувствует себя одиноким. Возврат к немецкому языку изменил его чувство пустоты, т.к. он вернулся к домашнему миру, где его контактирование было более глубоким. Также его «Вы» в адрес терапевта- показывал, что они из разных миров.

Пример Д. Блума: простите, мы раньше не встречались?

Джек и Джил, женаты 3 года пришли и сели далеко друг от друга, проблема в общении, «Мы ссоримся, он меня не слушает, я ничего не получаю в этих отношениях». Она говорила быстро, без передышки. А его слова безжизненно падали к ногам. Д.Б. дал блокноты и попросил написать: Каким вы видите своего партнера? Кто он для вас? 5 минут дал им. Когда они поменялись блокнотами и прочли, они вскрикнули: Кто это?! Это же не я!!! (появилась энергия)

Как Блум отслеживает работу функции ID в этом примере? Он задает себе вопрос: Что они думают? Что сидят близко или далеко друг от друга? Что они чувствуют? Могут ли ощущать дистанцию? То, как говорила Джил – казалось, что ей все равно. Речь была неестественной. Очевидно они не могли развернуться друг к другу из-за свойства модальностей их контактирования. Их потенциальное желание узнать другого было снижено, ID, Personality и Ego было затруднено, показательной было функционирование реляционной функции.

Терапевт испытывал ощущение, что они говорят ему, но дистанция увеличивается. Как будто говорят не с ним, а около него.

Безжизненный тон речи указывал на неорганизованную интенциональность к контактированию в отношениях. Нарушенная функция отношений влияла на работу ID и EGO. Не было интонаций, телесно воплощенных значений. Они вели себя как 2 незнакомца в зале ожидания. Муж обращал внимание на содержание сказанного, а не на говорящую жену. Они были «любыми другими» для друг друга.

То возбуждение, которое они испытали после чтения блокнотов- имело ли оно для них значение? (вопрос Терапевта)

Эта утрата конкретного Другого становилась центральной темой сессии. Каждый раз возникали новые чувства и со временем они обрели друг друга.

Важно помнить, что хотя терапия проводится с конкретным человеком, внимание терапевта сосредоточено на функционировании self на границе контакта, а не на интрапсихическом процессе.

Тени Бубера и Левинаса?

Д. Блум предполагает пересечение того, о чем он пишет в этой статье, с тем, что говорили о диалоге Бубер, Левинас и другие философы (в этой теме). Его реляционная функция self- также и диалогическая в той мере, в которой она структурирует контактирование в диалоге. Она и есть наша интенциональность. И как гештальт-терапевт, Блум исходит из светской феноменологии жизненного мира, которая подразумевается в термине «окружающая среда».

Заключение

Д.Блум поделился новым пониманием функции self.

- Расширил понятие «окружающей среды» в поле «организм-среда» и включил в него жизненный мир.

- Переопределил функции self как возникающие из жизненного мира. Допустил текущую включенность self в качестве «бытия- в мире -с –другими»

- Предложил различать дополнительную функцию self, которая отвечает за присущую self реляционность.

- Предложил свои размышления об интерсубъективности в контексте функции отношений и о переходе от анонимной к конкретной интерсубъективности в отношениях контактирования.

- Раздвинул привычные рамки нашего понимания гештальт- терапии.

Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Facebook
© 2015-2016 migis.org. All rights reserved.
{* *}